Современные гидромеханические автоматические трансмиссии состоят из гидротрансформатора, планетарных редукторов, фрикционных и обгонных муфт, соединительных валов и барабанов. В некоторых моделях АКПП (Honda/Acura) планетарный редуктор заменен на валы с шестернями, аналогичными тем, которые устанавливают в МКПП. Гидротрансформатор предназначен для передачи и преобразования крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке переключения передач. Устройство включает в себя турбонасос, турбинное колесо, реактор и механизм блокировки. Связь реактора и колеса турбонасоса происходит через обгонную муфту. Если обороты насоса значительно отличаются от оборотов турбины, происходит автоматическая блокировка реактора, который передает большой объем масла на колесо турбонасоса. Увеличение частоты вращения насосного колеса способствует увеличению кинетической энергии масла. Следствием этого является увеличение крутящего момента на валу колеса турбины по сравнению с моментом, подводимым от двигателя к турбонасосу. Реактор позволяет значительно (до 3 раз) увеличить крутящий момент при старте с места. Отсутствие жесткой кинематической связи при передаче крутящего момента и частоты вращения на ведомые валы исключает ударные нагрузки на трансмиссию. Для повышения топливной экономичности предусмотрен механизм блокировки, жестко связывающий насос и турбинное колесо. Момент включения блокировки гидротрансформатора определяет электронный блок управления трансмиссией, согласно управляющей программе.

Предназначением планетарного редуктора является опосредованная передача крутящего момента.

Фрикционные муфты представляют из себя нечто среднее между сцеплением и синхронизатором в МКПП и осуществляют переключение передач сообщением или разобщением, а также затормаживанием на корпус трансмиссии входного и выходного валов, элементов планетарных редукторов.

Обгонные муфты используются для снижения ударов при переключении передач во фрикционных муфтах, а также для отключения торможения двигателем в определенных режимах работы трансмиссии.

Устройство автоматической трансмиссии представляет собой набор золотниковых клапанов, регулирующих потоки масла к поршням фрикционных муфт и тормозных лент. Электронная часть блока гидроклапанов использует соленоиды, перемещающие золотниковые клапаны. Управляющие сигналы на соленоиды идут через проводку от электронного блока управления АКПП, обычно расположенному либо на гидроблоке, либо вне пределов трансмиссии. Решение о перемещении соленоидов принимается согласно заложенной в электронный блок программе управления на основе информации о положении дроссельной заслонки, скорости автомобиля, оборотов коленчатого вала, выбранного режима движения, а также информации с других электронных блоков управления. При некоторых неисправностях электронной части трансмиссии предусмотрены аварийные режимы движения, позволяющие автомобилю своим ходом доехать до технического центра. В большинстве случаев АКПП переключается в третью передачу и движение вперед возможно только на ней и с небольшой скоростью, при этом на приборной панели загорается контрольная лампа AT CHECK.

Начиная с конца 1950-х годов, практически любая автоматическая трансмиссия имеет следующие режимы работы:

P (Park) – парковочная блокировка (находится внутри самой АКПП и блокирует ведущие колеса).

R (Reverse) – движение задним ходом (для защиты от включения до полной остановки транспортного средства на современных трансмиссиях существует блокировка).

N (Neutral) – нейтральный режим.

D (Drive) – движение вперед (обычный режим).

Также предусмотрены дополнительные режимы:

L (Low) или 1 – принудительно понижающая передача для движения автомобиля в сложных дорожных условиях.

S (Second) или 2 – диапазон пониженных передач, не позволяющий трансмиссии переключаться выше второй передачи. Обычно используется для активного торможения двигателем или для передвижения по легкому бездорожью.

3 – режим, предусмотренный для активного движения в городских условиях, чтобы при «рваной» езде не допускать многократной блокировки/разблокировки муфты гидротрансформатора, однако данный режим не обеспечивает топливной экономичности.

O/D (overdrive) – возможность автоматического переключения на повышающую передачу, с передаточным отношением менее единицы. Наиболее подходит для равномерного движения по трассе. Существенно снижает расход топлива.

Power или Sport – спортивный режим, при котором переключение передач происходит на более высоких оборотах. Предназначен для динамичной езды в ущерб экономии топлива.

Snow – зимний режим, позволяющий автомобилю трогаться со второй передачи, во избежание пробуксовки ведущих колес со старта.

В 1970 году была основана компания JATCO (Japanese Automatic Transmission Company), которая совместно с NISSAN приступила к производству трансмиссий.

Первой разработкой стала трехступенчатая АКПП 3N71B, которой агрегатировались автомобили NISSAN: 200SX, 210, 240ZX, 260ZX, 280ZX, 510, 610, 710, 810, Pathinder и Pickup, выпускаемые с 1971 по 1990 года. В 1984 году Джатко представила дальнейшее развитие легендарной трехступки – четырехступенчатую АКПП 4N71B, устанавливаемую на заднеприводные 200SX, 300ZX и Pickup, позже была представлена четырехступка RE4R01A/RL4R01A и ее модификация RE4R03A/RL4R03A, а в 2000 году на ее основе появилась обновленная трансмиссия JR401E (а также следующие модели на ее основе: JR402E, JR403E, JR404E, JR405E), используемая с трехлитровыми двигателями V6. Данная трансмиссия устанавливалась на многие задне и полноприводные автомобили Nissan/Infiniti, начиная от спортивных седанов и купе (skyline, cedric, cima, J30, M30), заканчивая тяжелыми внедорожникамии пикапами (Pathinder, Frontier, Terrano, X-Terra, Hardbody, QX4). Для переднеприводных автомобилей Nissan/Infiniti были разработаны АКПП RE4F02A/RL4F02A, RE4F03A/RL4F03A, RL4F04A/RL4F04A и их джатковские обозначения: JF402E, JF403E, JF404E, JF405E.

Классификация Nissan-Jatco имеет следующую систему:

Например, RE4R01A.

RE… - режим работы (E – medium, L – low)

…4… - количество скоростей

…R… – тип привода автомобиля (R–задний привод, F–передний)

…01A – модификация трансмиссии (предназначена для установки на автомобили с определенными моделями ДВС)

Также на все мощные заднеприводные автомобили Nissan/Infiniti (350Z, Skyline, Pathinder, Armada, Navara, Titan, FX35/45, QX56 и другие c двигателями от 2,5 до 5.6 литров) с 2000 года устанавливается пятиступенчатая трансмиссия RE5R05A (JR507E). На ее основе была выпущена семиступка RE7R01A (JR710E) и ее модификация RE7R01B (JR711B), рассчитанная на крутящий момент до 600 Нм (в отличие от 400 Нм для RE7R01A). Многие детали унифицированы с RE5R05A. Разработчики добавили фрикционы в пакеты, четвертый планетарный ряд, усовершенствовали модификацию гидроблока пятиступки со встроенным электронным блоком управления, а также убрали устаревшую тормозную ленту.

Ресурс современных автоматических трансмиссий при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании составляет 100000-300000 км (в зависимости от модели АКПП), однако данные агрегаты очень чувствительны к качеству технических жидкостей, а также к условиям эксплуатации автомобиля. Кроме того, многие современные автомобили все больше оснащают электроникой, что, несомненно, сказывается на комфорте управления, но не повышает надежность.

Неисправности АКПП можно разделить на 3 группы:

- неисправности электронной части

                Нередко выходят из строя различные датчики, от показаний которых зависят сигналы управления, формируемые в электронном блоке управления трансмиссией. В данном случае все решается заменой неисправных датчиков и удалением из памяти кодов неисправностей. Также бывают случаи отказа самого электронного блока (TCM), в этом случае потребуется ремонт (а при невозможности ремонта – замена) TCM. Сюда же можно отнести обрывы/короткие замыкания электрической проводки между блоками и датчиками, а также разъемами подключения блоков. Необходимо извлечь проводку с фишками, провести визуальный осмотр, а также прозвонить тестером. Это, пожалуй, самая трудоемкая проблема с электронной частью трансмиссии. Как правило, при данных неисправностях АКПП «сваливается» в аварийный режим или вообще живет своей жизнью.

- неисправности гидравлической части

                Выражаются, прежде всего, в затягивании при переключении передач, часто сопровождаемых ощутимыми толчками. Иногда автомобиль вообще не переключается на одну из повышающих передач и сваливается в аварийный режим. Ухудшается скорость разгона автомобиля, особенно при высоких температурах технической жидкости. Если заглушить/завести двигатель, симптомы на какое-то время уйдут. При своевременном посещении технического центра высока вероятность, что после ремонта блока гидроклапанов ресурс АКПП будет еще достаточно большой. Обычно все ограничивается промывкой и развертыванием гидроблока под ремонтные клапана, имеющие немного больший диаметр, а при необходимости заменой неисправных соленоидов и датчиков давления.

- неисправности механической части

                Разрушение главного блокировочного фрикциона, износ/обрыв шлицов привода, разрушения лопастей насосного колеса, турбины, обгонной муфты и других элементов гидротрансформатора проявляются в постоянных пробуксовках АКПП, сопровождаемых характерным шумом и треском в трансмиссии. Иногда отсутствует переключение на последнюю передачу.

При повреждениях фрикционных групп, планетарных рядов, масляного насоса, корпусов сцепления, втулок и других механических частей трансмиссии автомобиль либо отказывается ехать, либо движется с непрерывными пробуксовками (особенно при активном разгоне), при этом передачи переключаются, как попало, а все это сопровождается посторонними шумами в коробке переключения передач.

Ремонт автоматических трансмиссий в техцентре JNI-Motors состоит из следующих этапов:

Электронная диагностика, позволяющая определить состояние электронной части управления АКПП.

Тест-драйв с подключенным сканером, проводимый опытным специалистом, досконально понимающим принцип работы трансмиссии. На данном этапе проверяется работоспособность всех агрегатов автомобиля и систем их управления.

Stall test (проверка оборотов двигателя при полностью заторможенном выходном вале АКПП и максимальном открытии дроссельной заслонки).

Проверка состояния трансмиссионной жидкости на предмет гари, наличия металлической стружки, количества фрикционной пудры.

Демонтаж агрегата (если входная диагностика выявила, что необходим капитальный ремонт АКПП).

Разборка.

Мойка дефектуемых деталей.

Дефектация, определяющая возможность дальнейшего использования каждой детали или необходимости ее замены. Следует отметить, что прокладочный комплект необходимо заменить в обязательном порядке.

Согласование с заказчиком вопроса использования запасных частей. Как правило, оригинальные запчасти либо не поставляются, либо их стоимость делает экономически нецелесообразным капитальный ремонт агрегата. А установка бывших в употреблении запчастей существенно снижает ресурс трансмиссии. Однако существует ряд производителей запасных частей к автоматическим коробкам передач, ресурс которых не меньше оригинальных, также данные компании производят комплектующие, имеющие повышенный ресурс и предназначенные для тюнинга АКПП. Специалисты технического центра JNI-Motors остановились на крупнейшем американском производителе запасных частей и ремкомплектов к трансмиссиям – SONNAX, давно зарекомендовавшем себя в данной отрасли.

Ремонт гидротрансформатора (необходим при любом капитальном ремонте АКПП).

Ремонт и сборка АКПП.

Обкатка на специализированном стенде.

Установка АКПП на автомобиль.

Выходная диагностика, производимая по тем же методикам, что и входная.

Удаление из памяти электронного блока управления ранее появившихся кодов неисправностей.

Обязательная проверка автомобиля через 1000 км пробега.

Новости

Уважаемые автовладельцы!

У нас появилась новая услуга для тех, кто использует штатную навигацию - обновление карт навигации (как дорестайл с ГУ 06IT, так и рестайл с ГУ 08IT) и программная разблокировка DVD в движении (на 08IT).
Услуга актуальна для любых Nissan/Infiniti с данными моделями ГУ:

Nissan

Murano Z51,
Patrol Y62,
Teana J32,
X-Trail T31,
Pathinder R51,
Pathinder R52,

370Z Z34,
Dualis J10,
Elgrand E52,
Navara D40,
Juke F15,
Maxima A35

Infiniti

QX50/EX J50, QX60/JX L50, QX70/FX S51, QX80/QX56 Z62, Q40/G sedan V36, Q60/G coupe V36, Q70/M Y51


Карты ставим 2016 года, после обновления появляются пробки (на 08IT).